Развитие современных автоматизированных компьютерных систем тестирования знаний студентов, персонала и т д. требует адекватных математических моделей восприятия и обработки информации человеческим мышлением (интеллектом). Парадокс заключается в том, что на практике мышление часто показывает себя неадекватным (содержащим ошибку, противоречие) объектом, что безусловно требует новых подходов. С другой стороны, используемая сейчас компьютером для оценивания результатов мышления одномерная (двоичная логика) предполагает у человека соответствующее ей одномерное бинарное мышление, что не позволяет повысить объективность результатов тестирования и управлять этим процессом с учетом индивидуальных особенностей интеллекта.
Для разрешения указанных противоречий использована разрабатываемая авторами многомерная комплексная логика [1]. Понятие неадекватных логических объектов введено в [2]. В случае, когда объектом является мышление, говорят о неадекватности объекта ( человека) по отношению к заданной обществом модели (эталона) “правильного”, то есть адекватного мышления и поведения. До сих пор в основе такой модели лежит одномерная бинарная логика (да/нет, правильно/неправильно, хорошо/плохо и т.д.).
1. Есть ли Бог? (эмоциональная сфера мышления);
2. Чему равен результат арифметической операции 2*2=? (рациональная сфера мышления).
В традиционной одномерной бинарной логике ответы на эти вопросы регулируются двумя терминами: TRUE (истина) и FALSE (ложь), причем истинный ответ (совпадающий с общепринятым эталоном) считается адекватным, а ложный (не совпадающий с эталоном) – неадекватным.
В трехмерной комплексной логике рассматриваются 3 измерения: Re (реальное высказывание), Im (мнимое высказывание) и Е (эталон, по отношению к которому определяется реальная ошибка высказывания). Этот эталон можно интерпретировать как то, что человек хочет сказать. Трехмерное комплексное логическое пространство с восемью октантами – комплексными терминами показано на рис. 1.
Таблица 1. Содержание измерений комплексной логики
№ |
Наименование логической оси |
Режимы мышления |
Положительное направление оси (true) |
Отрицательное направление оси (false) |
1 |
Ось Re – реальное высказывание |
Режим анализа информации |
Наличие ошибки по отношению к эталону |
Отсутствие ошибки по отношению к эталону |
Режим синтеза информации |
Отсутствие ошибки по отношению к эталону |
Наличие ошибки по отношению к эталону |
||
2 |
Ось Im – мнимая оценка высказывания |
Фаза бодрствования |
Подтверждение ответа (+) |
Отрицание ответа (-) |
Фаза сна |
Отрицание ответа (-) |
Подтверждение ответа (+) |
||
3 |
Ось Е – эталон, желание,норма |
Мужская ипостась |
Неадекватный эталон ответа |
Адекватный эталон ответа |
Женская ипостась |
Адекватный эталон ответа |
Неадекватный эталон ответа |
Таблица 2. Пример тестирования трехмерной комплексной логикой.
МЫШЛЕНИЕ |
Эмоциональная сфера |
Рациональная сфера |
||||||||||||
№ |
Комплексный термин |
Эталон ответа |
Re, Im ошибки |
Лог. выраж. |
Результат Ответа |
Эта лон |
Re, Im |
Резуль- тат |
||||||
1 |
ПРАВДОПОДОБИЕ |
Бога нет |
Бог есть, + |
да да |
Бог есть |
4 |
5, + |
5 |
||||||
2 |
ЛОЖЬ |
Бога нет, + |
нет да |
Бога нет |
4 |
4, + |
4 |
|||||||
3 |
ИСТИНА |
Бога нет |
Бога нет, - |
нетнет |
Бог есть |
4 |
4, - |
5 |
||||||
4 |
ОШИБКА |
Бога нет |
Бог есть, - |
данет |
Бога нет |
4 |
5, - |
4 |
||||||
5 |
НЕПРАВДОПОДОБИЕ |
Бог есть |
Бога нет, + |
нетда |
Бога нет |
5 |
4, + |
4 |
||||||
6 |
НЕЛОЖЬ |
Бог есть |
Бог есть, + |
да да |
Бог есть |
5 |
5, + |
5 |
||||||
7 |
НЕИСТИНА |
Бог есть |
Бог есть, - |
данет |
Бога нет |
5 |
5, - |
4 |
||||||
8 |
НЕОШИБКА |
Бог есть |
Бога нет, - |
нетнет |
Бог есть |
5 |
4, - |
5 |