ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Ионов А.С. ( alexander _ ionov @ mail . ru ), Петров Г.А., Островский К.П.

Новгородский Государственный университет имени Ярослава Мудрого

Российский химико-технологический университет имени Менделеева

Подите, счастья, прочь возможны,

Вы все пременны здесь и ложны –

Я в дверях вечности стою!

(Г.Р.Державин)

«Кибернетику – на службу коммунизму!»

(Советский призыв 50-летней давности)

Впервые мысль о возможности подхода к живому человеку как объекту автоматического управления пришла в голову одному из авторов статьи (А. Ионову) 2 июня 1987 года в Тульском политехническом институте (город Тула) на утреннем пленарном заседании 3 Всесоюзной конференции «Перспективы и опыт внедрения статистических методов в АСУТП». Ионов принимал в ней участие с докладом «Идентификация изображений с помощью ЭВМ», посвященным вопросам технической кибернетики, но со времен учебы в институте его всегда интересовала философия и особенно философия личности. Этому вопросу был посвящен его реферат, написанный для сдачи кандидатского экзамена по марксистско-ленинской философии в 1977 году.

С тех давних лет прошли десятилетия, марксизм-ленинизм, казалось, ушел в прошлое вместе с Советским Союзом, но подспудно (и не только подспудно) все эти годы работа над темой шла, и теперь можно представить научной общественности ее результаты.

Общепризнанной целью управления человеком принято считать его счастье. Но что под счастьем понимать с точки зрения современного исследователя личности?

Счастье, как и любой другой объект, бывает двух видов: Действительное (телесное, возможное, земное) и Мнимое (духовное, невозможное, неземное), и между этими двумя противоположными счастьями человеку (к сожалению) испокон веков неизменно приходилось выбирать. Вот как об этом писал Г.Р.Державин («К молодому Злобину», 1810):

… Ты выбери добро любое.

Их в мире два: одно льстит тело,

Другое сладостно уму;

Там жди за труд награды смело,

Там от мечты подчас суму.

Сим шум прострется за тобою,

Другое приведет к покою.

Телесное счастье как цель является удовлетворением чувственных потребностей человека, которые сводятся к инстинктам (мотивам или движущим силам поведения). Все эти мотивы и цели в буржуазном обществе покупаются за деньги и выражаются в деньгах (богатстве). Но духовного счастья они вызвать не в состоянии по определению. Опять процитируем Державина («Бессмертие души», 1797):

Отколе, чувств по насыщенье,

Объемлет душу пустота?

Не оттого ль, что наслажденье

Для ней благ здешних – суета,

Что есть для нас другой мир краше,

Есть вечных радостей чертог?

Бессмертие – стихия наша,

Покой и верх желаний – Бог!

Определение духовного счастья и путей, ведущих к нему, дал Иисус Христос в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5, 3-12). Это девять заповедей блаженства (счастья):

- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (счастливы те, кто не гордится и не считает себя лучше других, а наоборот, смиряется);

- Блаженны плачущие, ибо они утешатся (счастливы те, кто плачет о своих грехах, потому что Бог простит их и утешит);

- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (счастливы те, кто терпеливо переносит обиды);

- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (счастливы те, кто ищет правды, потому что Бог утолит их желания);

- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (счастливы те, кто прощает других, потому что их простит Бог);

- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (счастливы те, у кого чистое сердце, потому что они увидят Бога);

- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (счастливы те, кто хочет мира);

- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (счастливы те, кто пострадал за правду);

- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Счастливы вы, когда будут вас притеснять и оскорблять за Меня).

Человеку приходится первоначально выбирать – или управлять логикой удовольствий (что проще), или логикой Бога (что гораздо сложнее), но позволяет в итоге добиться гармонии. Последнее свойственно человеку в раннем детстве, но с годами он «портится» и переходит к действительной логике управления. Одновременно использовать эти две логики невозможно – так устроен мир. Еще Христос учил апостолов: «Невозможно человеку служить двум господам одновременно, или одного будешь любить, а другого ненавидеть». То есть нельзя поклоняться Богу и богатству одновременно.

Духовное счастье многие века было лишь предметом веры и поклонения. Невозможная задача соединения духовного и телесного счастье в одно целое была решена с созданием комплексной логики, сама разработка которой стала следствием материального и духовного преобразования мира, осуществленного В.И. Лениным в СССР. По существу, комплексная логика, соединяющая несоединимое, стала моделью коммунистического мировоззрения - высшего счастья, доступного человеку. Но этот труднейший путь изменения человеческой природы может быть пройден только после выбора в качестве первичной цели духовного счастья – заповедей Христа, соединенных с практической деятельностью Ленина.

«Человек есть то, как он мыслит» - это древнее изречение стало основой для поисков модели управления человеком. Наука о мышлении – логика, таким образом, определяет поведение человека. В зависимости от принятой логики, ниже будут рассмотрены две упомянутые модели автоматического управления человеком - действительная и комплексная.

Действительная (формальная) логика со времен Аристотеля исходит из логического закона тождества

А = А, (1)

то есть, согласно действительной логике, любая сущность (объект) совпадает сама с собой (и со своей формой).

Перенеся А в (1) из правой части в левую, получим тождество 0 = 0, где 0 – пустое множество. 0 – это одно из обозначений пустого множества, то есть множества, не содержащего ни одного элемента. Более распространенное обозначение – это перечеркнутый круг . Таким образом, форма, отделенная от содержания, отделяет в действительной логике и мир (объект) от человека (субъекта), воспринимающего этот мир, делает их непримиримыми врагами.

Рис. 1. Действительная модель автоматического управления человеком.

Действительная модель человека как объекта автоматического управления, представлена на рис.1. Мотивами поведения в ней являются инстинкты: «голод, страх, секс и агрессивность» (К.Лоренц) – четыре признанные в буржуазной науке движущие силы человека. Система управления – следящая за принятой в обществе уставкой (моделью поведения) и с регулятором в цепи обратной связи.

При этом содержанием действительного мышления является вычисление выгоды (прибыли), выраженной в деньгах, обозначенных на рис.1 символом доллара $. Мир является помехой - враждебным (конкурирующим) началом для человека, и в то же время мир задает легитимированную модель поведения, выражающуюся в буржуазном обществе также в деньгах, которые и управляют всеми процессами.

Содержанием регулятора являются индивидуальные особенности человека, прежде всего его мысли и слова, направленные на решение поставленной задачи - материального (деньги, корысть, самолюбие, власть, слава, удовольствия) обогащения. Заметим, что несмотря на наличие в действительной модели цепи обратной связи, к состоянию духовного счастья (покоя) эта модель не приводит.

 

3. Комплексная модель управления человеком.

 

Основой комплексного подхода к управлению человеком служит разработанная авторами комплексная логика [1,2,3], в основе которой лежит логический закон адекватности объекта (2), связывающий объект (мир) А и его восприятие субъектом (человеком как информацией об объекте) A’ с помощью мнимой логической единицы (логической энергии) i – модели того, что называют Истиной или Богом. При этом исходными являются две формы записи закона адекватности:

A == A + iA’ (2)

A’ == A’ + iA

где == это новое отношение адекватности объектов. Поясним написанное, сравнив законы (1) и (2). Из (1) следует, что два объекта тождественны, если разница между ними равна пустому множеству , иначе это – разные объекты. Т.е., если А=А, то А-А = (условие тождественности объектов).

Из (2) следует определение адекватности: «Два разных объекта адекватны, если разница между ними равна адекватному (безошибочному) множеству 0, определенному в комплексной логике, и неадекватны в противном случае».

Закон адекватности означает, что всякий объект (должен быть) адекватен сумме самого себя и мнимого восприятия его субъектом. Перенеся А в (2) из правой части в левую, получим условие адекватности объекта:

iA’ = 0, (3)

где 0 – уже не пустое, а адекватное (безошибочное) множество, заданное в комплексной логике и зависящее от половой поляризации субъекта. С учетом философской интерпретации регуляризирующей добавки iA’ как души объекта, условие его самоадекватности можно сформулировать так: «Объект адекватен себе, если его душа равна адекватному (безошибочному или правдоподобному) множеству». И наоборот, в противном случае – объект неадекватен. С учетом того, что логическая энергия непрерывно изменяется и i = 0 только в частном случае, решение (3) будем искать в виде вычисления значений i, удовлетворяющих A’ = 0 ( уравнение или модель покоя).

Это вычисление становится возможным благодаря своеобразному дуализму логической энергии, то есть она одновременно является и константой, и переменной величиной, управляющей всеми остальными состояниями. (Аналогично, например, дуализму ЧАСТИЦА – ВОЛНА для света и т. д.). Кроме этого, возможность изменения значений логической энергии вытекает из принципа логической половой поляризации мышления и поведения, которая определяет конкретное содержание i в данный момент времени.

Целью управления логической энергией объекта является нахождение таких ее значений, которые удовлетворяют уравнению адекватности объекта его восприятию (субъекту ):

A == A’ , иначе A + iA’ == A’ + iA , (4)

откуда получим условие адекватности объекта и субъекта:

(A - A’) + i(A’ –A) = 0 (5)

Применим вышесказанное к комплексной модели управления человеком, показанной на рис. 2, сформулировав 5 основных принципов комплексной логики:

1. В начале была логическая энергия (мнимая логическая единица) - модель того, что мы называем Бог.
2. Любой объект неотделим от его восприятия субъектом, и то и другое задается (связывается) логической энергией (информацией).
3. Логическая энергия может принимать любые значения из множества 9-значной (81-значной) комплексной логики. При этом мнимые логические единицы i,j,k задают логические энергии ( единую и неделимую Троицу) вещества, пространства и времени.
4. Целью любого объекта и субъекта является их адекватность самим себе, а также друг - другу, достигаемая путем управления их внутренней и внешней логической энергией.
5. Движущей силой мышления и поведения субъекта является ошибка (рассогласование) между желаемой и действительной (внутренней и внешней) логической энергией.

Рис. 2. Комплексная модель автоматического управления человеком.

В модели рис.2 показаны три контура управления логической энергией по принципу обратной связи: внутренний ( A + iA ’), внешний ( B + iB ’) и согласующий ( A + iB ), которые действуют на единых принципах. Рассмотрим внутренний контур управления. Он состоит из объекта (тела человека А) и его самосознания ( A ’), заданных на множестве 9 логических состояний (9-значная комплексная логика) или на множестве 81 логического состояния (81-значная кватернионная логика). Непрерывно изменяющиеся во времени под воздействием внутренних и внешних факторов состояния A и A ’ фиксируются мозгом человека.

С другой стороны, мозг с очень высокой частотой осуществляет процесс внутреннего мышления, то есть вычисления удовлетворяющих уравнению (3) действительных значений логической энергии покоя i 1 и желаемых (целевых) значений энергии адекватности i 0, удовлетворяющих (5). Значение рассогласования внутренней энергии ( di 1) между ними является воздействием, управляющим внутренним поведением (мышлением и речью) человека во времени, и одновременно является характеристикой ( di 1 = A ) внутреннего контура ТЕЛО-САМОСОЗНАНИЕ, подаваемой на вход третьего – согласующего контура управления.

Аналогично работает второй контур (СОЗНАНИЕ – МИР) управления человеком своей внешней логической энергией (внешним поведением). В третьем контуре мозгом вычисляются значения желаемых и действительных значений логической энергии, согласующие внутреннее и внешнее поведение человека. Непрерывное взаимодействие трех контуров управления комплексной модели рис. 2 в процессе жизнедеятельности (мышления) и является условием достижения конечной цели, то есть счастья как полного покоя и адекватности человека и мира.

Модель рис.2 соответствует использованию для управления человеком 9-значной комплексной логики и отражает лишь одну составляющую ( i ) троичной логической энергии ( i , j , k ), соответствующей в общем случае 81-значной кватернионной логике, для которой схема управления строится по тем же принципам, но с учетом того, что человек способен генерировать и контролировать не одно, а три состояния логической энергии, соответствующих его головному мозгу, спинному мозгу и сердцу.

Что касается регуляторов в цепях обратной связи модели комплексного управления человеком, то их природа обусловлена вербальными (слово) и довербальными особенностями половой логической поляризации субъекта, которая в конечном итоге определяет содержание логической энергии.

Выводы.

Рассмотренные два подхода к описанию человека как объекта автоматического управления отражают два разных подхода к математической логике и жизни – действительный (булева логика) и комплексный. Первый является привычным и укоренившимся за многие века способом буржуазного мышления, но хорошо описывает лишь неживые (не имеющие души и пола) объекты. Комплексная логика является новым (коммунистическим) описанием хорошо забытого человечеством Божественного мышления, но приводит к большим трудностям при ее внедрении.

Обе модели управления мышлением основаны на вычислении мозгом человека – в первом случае прибыли (выгоды), а во втором – мнимой логической энергии (Истины). Отметим, что человек в раннем детстве использует преимущественно комплексную модель поведения, которая с возрастом постепенно заменяется действительной. При этом сознательный выбор человеком способа мышления является одновременно и выбором модели поведения, а в конечном итоге – цели и смысла всей его жизни.

Наука об управлении человеком и миром с помощью мнимой логической энергии (иначе - Божественной первоэнергии), описываемой комплексной логикой Ионова-Петрова, может быть названа АДЕКВАТИКОЙ, так как основана на открытом ими логическом законе адекватности (2). Дальнейшая научная работа авторов будет посвящена практическому внедрению адекватики в комплексную реальность этого мира.

Список литературы.

  1. Ионов А.С. Два подхода к математическому моделированию интеллекта с использованием комплексной логики / Деп. ВИНИТИ, №2865-В96 от 24.09.96, 15 с.
  2. Ионов А.С., Петров Г.А. Основы алгебры 9-значной комплексной логики / "Вестник НовГУ", серия "Технические науки", 2004, №28, с. 86-91 http://314159.ru/ionov_petrov/ionov_petrov1.htm
  3. Ионов А.С., Петров Г.А. Кватернионная логика как основа новых вычислительных технологий / Электронный журнал "Исследовано в России" 047, стр. 512-517, 2007 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/047.pdf
  4. Ионов А.С., Петров Г.А. Кватернионная логика как часть комплексной логической системы / В сб. трудов Межд. нучн. конференции "Математические методы в технике и технологиях " ММТТ-20, Ярославль, 2007, т.8, с. 195-198.
  5. Ионов А.С., Петров Г.А. Живой человек как объект управления кватернионной логики / - в сб. материалов Международной научно-технической конференции "Искусственный интеллект. Интеллектуальные системы (ИИ-2007)", Донецк, Таганрог, Минск, 2007, с. 22-26
  6. Ионов А.С., Петров Г.А. Теория комплексных множеств на базе логической регуляризации / Электронный журнал "Исследовано в России", 20, стр. 236-244, 2008 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/020.pdf
  7. Ионов А.С., Петров Г.А, Островский К.П. Петрово и Островское множество как основы комплексной теории информации \ Электронный журнал "Исследовано в России", 69, 2008. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/069.pdf
Hosted by uCoz