Ионов А.С., Петров Г.А. Новгородский государственный университет
Основной вопрос философии: что первично (а по сути, что истинно) – материальное или идеальное начало мира, на первый взгляд потерял актуальность ввиду укоренившегося в современной философии ходячего мнения о “равноправии” и даже тождестве материи и сознания, что по существу означает не что иное, как разновидность идеализма, обусловленного кризисом одномерного (бинарного) мышления. Материалистическое решение вопроса возможно только с использованием неодномерной комплексной логики [1,2], учитывающей диалектику реального и идеального в человеческом восприятии действительности.
Поставим рассматриваемый философский вопрос математически. Согласно закону тождества для комплексной (многомерной) логики [3] мир является включающим человека неадекватным объектом А, для которого выполняется тождество
А = А + А’ , (1)
где А’ – идеальное начало, учитывающее ошибку, вносимую в мир человеком вследствии несовершенства его познания. Сравним (1) с законом тождества для традиционной одномерной логики:
А = А (2)
Тождество (1) означает, что материальное познанное А и идеальное непознанное А’ образуют комплексную ошибку
А’ = Re + i Im, (3)
представимую геометрически в виде двумерной комплексной логической плоскости рис.1.
Рис. 1. Комплексная логическая плоскость.
Здесь ось Re представляет из себя присутствие (да) или отсутствие (нет) реальной ошибки (оценки того, что человек говорит); ось Im – отсутствие (да) или присутствие (нет) мнимой ошибки (оценки того, что человек думает о том, что говорит).
Сформулируем поставленный вопрос философии так: является ли ошибкой вера в Бога? При ответе на него с помощью рис.1 и комплексной логики необходимо выбрать эталон (идеал) ответа. Таким эталоном с точки зрения материализма является тезис: “Вера в Бога является ошибкой”.
Двумерная комплексная логика предполагает четырехзначность терминов – по числу квадрантов плоскости рис.1. Тогда первый квадрант плоскости соответствует ответам на поставленный вопрос “да, да” (ошибка, то есть вера в Бога присутствует (да), мнимая оценка этого – отсутствие ошибки в данном утверждении (да) ). Таким образом, смысл первого квадранта (ПРАВДОПОДОБИЕ) – утверждение присутствия ошибки. Аналогично, второй квадрант “нет, да” (ЛОЖЬ) означает утверждение отсутствия ошибки, третий квадрант “нет, нет” (ИСТИНА) означает отрицание отсутствия ошибки и четвертый квадрант “да, нет” (ОШИБКА) означает отрицание присутствия ошибки.
При вводе данных двумерных логических терминов комплексная логика исходит из того, что материалистическое восприятие мира отрицает отсутствие ошибки в самом понятии ИСТИНА, имеющем вид (1) и (3). В противоположность этому понятия ЛОЖЬ и ОШИБКА отрицают наличие ошибки в себе и поэтому отвечают тождеству (2), отражающему идеалистический подход. Таким образом,
Для подтверждения правильности нравственной оценки введенных терминов, отвечающих на основной вопрос философии, сошлемся на евангельское поучение Иисуса Христа [4]: “Но да будет слово ваше “да, да”, “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого”. Заметим также, что комплексная система логических координат рис.1 по начертанию совпадает с формой четырехконечного христианского креста. Таким образом подтверждается приоритет использования двумерных терминов ИСТИНА и ПРАВДОПОДОБИЕ в материалистическом восприятии мира.
Что касается идеалистического решения основного вопроса философии, то он предполагает выбор в качестве эталона ошибки отсутствие веры в Бога. Но при этом комплексное понятие ИСТИНА будет соответствовать отрицанию веры в Бога, что приводит в рамках одномерной логики к неразрешимому противоречию, а в рамках двумерной логики – к искаженному по сравнению с вышеописанным, то есть неистинному комплексному логическому пространству.
Приведенное материалистическое решение основного вопроса философии позволяет сформировать подходы к описанию человеческого восприятия в рамках многомерной комплексной логики и комплексных материально-логических пространств.
____________________
1. Ионов А.С. Комплексная логика для идентификации систем, учитывающих возможные ошибки. /Деп. рук. ВИНИТИ, №7018-В88 от 16.09.88, 13с..
2. Ионов А.С., Петров Г.А. Использование комплексной логики для идентификации мышления - В сб. трудов Междунар. науч. конф. ММТТ-13, т.5, СПб,, 2000, с. 53-55..
3. Ионов А.С., Петров Г.А. Интерпретация логических законов комплексной логикой –Вестник НовГУ. Серия “Естеств. и тех. науки”, №17. Великий Новгород, 2001 г.,с.24
4. Иисус Христос, Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея, 5,37.